воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Пост или аскеза. Что современнее ?

Слово "аскеза" восходит к греческому глаголу  "аскео" - "упражнение", означающему искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища; упражнение, развивающее телесные и душевные силы.
Один из крайних взглядов на аскезу идет из греческой истории киников, которые говорили об Аскесисе, как способности к самоотречению и перенесению трудностей. В их понимании аскетическая жизнь проявлялась в предельном упрощении, предельном ограничении потребностей человека,  отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа.
Но человек помимо животного начала несет в себе и частицу духовного, что приобщает его личность к вечности, вечному существованию. О бесплодности телесных аскез учил еще Гаутама Будда. Также многие слышали фразу " Не хлебом одним...жив человек...", которая напоминает о первенствующей роли духа в жизни человека.

Отрицание участия Бога в жизни людей, свое понимание духовного мира ведет к отделению от Вечной духовной реальности и замыканию на материальном в сочетании с "обожествлением" природы, "тварного мира". Примером может служить этическое учение греческих стоиков.
 Главная идея стоической этики — целесообразность и причинно предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит». Они придерживались того, что все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.
Попыткой воплощения этих взглядов было правление известного римского Императора-философа Марка Аврелия во II веке н.э. Он учил, что  человек должен искать помощи во всех случаях только в самом себе, в своих силах. Мудрец, по его учению, должен искать средства спасения против зла в глубине собственного сердца: "Кто грешит, — говорит он, — грешит против самого себя", "Тот блажен, кто любит, что происходит от Рока".

У христиан есть свое понимание аскезы. Для этого нужно разобраться с близким по смыслу термином - Пост. Под ним в обыденной жизни понимается ограничение в еде и совершение добрых поступков, снисходительное  отношение к слабостям других людей.
Однако, нужно помнить, что Пост в восточной христианской традиции рассматривался как приготовление и ожидание, как выражение духовной сосредоточенности на том, что должно совершиться. Физический голод соответствует здесь духовному ожиданию завершения, приготовления всего человеческого существа, открывающегося приближающейся радости - великому празднику, как духовному событию. Пост - выражение того ритма, приготовления и завершения, которым живет Церковь в ожидании Христа в "мире сем" и преображении мира сего в грядущее "Царствие Небесное". Пост - это возможность освободиться от всего ненужного, лишнего, что отнимает у нас энергию и растрачивает наше время впустую. Пост - это возможность примириться с близкими. Также в давние времена пост был нужен как подготовка к крещению разумных и взрослых людей для приобщения их к жизни Церкви.


Христианское понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, не заключено в тварной природе человека, и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Совершенство мыслится лишь в Самом Боге, в даре Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда не становится целью; она лишь средство, лишь проявление свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, аскеза становится наукой, искусством.
Христианский аскетизм — это напряженное усилие человека в богопознании и наполнении себя Божественной благодатью для выражения любви к Богу и ближнему,  как подвиг любви.
Такой христианский подход к "аскезе" мне кажется вполне современным, ибо на фоне материального благополучия люди никак не могут достичь мирного сосуществования на нашей маленькой планете Земля.




Комментариев нет:

Отправить комментарий